Общество / Социум

Должен ли клиент платить заранее за ужин в кафе?

Нынче где-нибудь посидеть с друзьями стало довольно проблематично: едва ли не каждое заведение общепита при бронировании столика от пяти-шести персон требует внести аванс либо сделать предварительный заказ. И если с последним, казалось бы, еще можно кое-как смириться, то заранее внести довольно кругленькую сумму может позволить себе не каждый. Портал www.interfax.by выяснял, насколько законны такие требования со стороны ресторанов и кафе.

Звоним в одно место, второе, третье – ответ один: да, конечно, столик на шесть человек мы забронировать можем, но нужно заранее подъехать и оставить N-ную сумму денег. Цены разнятся, видимо, в зависимости от статуса заведения. Одни желают иметь аванс из расчета Br50 тыс. на человека, другие хотят «хотя бы» Br100 тыс., а некоторые не стесняются попросить и от Br200 тыс. за персону. Причем сделать предзаказ они даже не предлагают. Мол, вы нам заплатите, а потом уже, когда придете, мы вас на эту сумму и накормим.

Некоторые кафе и рестораны действуют по похожей схеме, но называют не конкретные суммы, а проценты – 30-50% от стоимости предварительного заказа. А обиднее всего то, что практически никто не соглашается пойти клиенту навстречу и оставить бронь, если человек не может заплатить заранее. Вот и получается: хочешь отдохнуть в хорошей компании – имей заначку.

Тем не менее нашлась парочка мест, где администраторы по телефону любезно согласились никаких денег с нас не брать. В одном, услышав, что мы аванс внести не можем, сразу предупредили: в среднем в их заведении кушают на сумму от $130 на человека. Видимо для того, чтобы отбить охоту у неспособных заплатить даже часть суммы. В другом месте нас пригласили подъехать и абсолютно бесплатно оформить предзаказ. Казалось бы, как здорово – денег не берут, да еще и к нашему приходу на столе уже будут красоваться готовые блюда. Однако на месте «сервис» открылся с другой стороны. На шестерых мы заказали три горячих блюда и три холодных, так как не знали, кто и что из наших гостей захочет отведать. Но администратор заявила, что… попросту не примет заказ, потому что «этого мало» и «это будет смотреться некрасиво». Свое замечание о красоте объяснить девушка так и не смогла, и никакие уверения в том, что гости сами будут дозаказывать что им вздумается, на нее не подействовали. В итоге мы остались и без столика, и без настроения.

В каком-то смысле заведения общепита можно понять: они не хотят терять выручку со столика в случае, если забывчивый клиент не придет в назначенное время. Но, на самом деле, такая перестраховка с предоплатой перечит букве закона. Существует Инструкция о порядке оформления предварительных заказов на обслуживание, оказание услуги в торговых объектах общественного питания, в которой сказано, что продавец (администрация кафе или ресторана) вправе предложить заказчику предварительно оплатить продукцию и услуги. Но о том, что клиент обязан это делать, речь не идет. Также указано, что после оформления предварительного заказа именно с согласия заказчика в течение 15 дней вносится аванс не менее 30% (для физических лиц) либо клиент платит непосредственно в день банкета, но, опять же, если он на это согласен. То есть, если вы отказываетесь вносить заранее некую сумму, отменить вашу бронь кафе не может.

Кроме того, в п. 10 Инструкции четко указано, что продавец не имеет права определять минимальную стоимость заказа и обязывать приобретать определенное количество и вид блюд. Единственный момент, когда клиент обязан заплатить, – отказ от брони. В этом случае ему необходимо возместить фактически нанесенный ущерб.

Когда вы оформляете меню-заказ, помните, что администратор должен не просто записать на первой попавшейся под руку салфетке ваши пожелания, а составить специальный документ, согласно той же Инструкции, и зарегистрировать его в Книге учета заказов. Все это оформляется в двух экземплярах, один из которых отдается заказчику. Любые изменения в меню также должны быть согласованы сторонами и закреплены подписью клиента.

Анна Гридюшко

Читать комментарии к статье

Добавить комментарий1 комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

ой, как все по-беларуски
я поражаюсь уровню спроса - при нынешних ценах и качестве обслуживания/продукта. к сожалению, большинству беларусов - и сравнить то не с чем - ограничились взглядом из ( ! )

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США10670
  • Евро13600
  • Российский рубль261
  • Литовский лит3941.71
  • Польский злотый3223.42
  • Украинская гривна827.13
  • Китайский юань1742.31
  • Канадский доллар9462.99